Горный велосипед: особенности эксплуатации и правила выбора

Здравствуйте, дорогие читатели! Зима не повод уходить в «спячку», зима – повод разбудить в себе зверя и направить его на спортивную тропу. Зима – это интенсивные тренировки для наращивания объемов для предстоящих летних гонок.

Тренировки силы и выносливости

Как гласит древняя мудрость — чтоб научиться плавать в реке Янцзы, нужно плавать в реке Янцзы. Для начала нужно просто больше кататься на велосипеде. Выбирать себе красивый маршрут и ехать. Пусть это будут 20-30 километров по лесопарку, они в любом случае пойдут впрок. Дальше больше, наращивайте дистанцию, темп и количество подъемов, но делайте это так, чтоб какая-нибудь очередная горка не доводила вас до состояния плетущегося валенка. Такая сверхнагрузка вам ни к чему.

Когда ваши мышцы начнут, по крайней мере, догадываться о таком явлении как тонус, нужно идти дальше. Добро пожаловать в удивительный мир настоящих тренировок на велосипеде. По пульсу. Прочитать об этом вы можете в этой статье. Понадобится приобрести дополнительное оборудование. А именно — пульсометр. Очень удобно использовать такой, который одевается на грудь и синхронизируется с вашим велокомпьютером или стравой. Эти тренировки дадут вам огромнейший приход в чистой силе и выносливости

Тренировки силы и выносливости

В неделю стоит делать парочку таких. Тренируйтесь в лесах, с большим набором высоты, а иногда не помешает делать вылазки и на дороги, грунтовые и не очень. Проезжать сотню-полторы километров хотя бы раз в неделю лишним не будет. Для разнообразия можно даже сгонять парочку бреветов в сезоне. За это еще дадут медаль, что добавит вам уверенности в правильности выбранного пути. Но нам же все еще интересен именно горный велосипед, не забывайте. Трейлам все равно, сколько сотен километров вы можете проехать в один присест. Поэтому, тут мы подходим ко второй разновидности тренировок.

Появление велосипеда

Люди еще много веков назад стали задумываться о таком виде транспорта, которым можно было бы управлять задействовав собственную мышечную силу, например ног. Изобретение велосипеда, точнее его прототипа, произошло в начале XIX века. Приписывают его немецкому изобретателю Карлу Фон Дрейсу, который в 1817 году изобрел двухколесный самокат. Изготовлен он был из дерева, а передвижение на нем напоминало ходьбу на лыжах.

Бытует мнение, что первый велосипед придумал русский крепостной умелец Артамонов в 1800 году. Сконструировав конструкцию на двух колесах он отправился, с разрешения хозяина, в путешествие из уральского села Верхотурье в Москву, преодолев почти 2000 километров. Его изобретение было высотой в полтора метра и весом 40 кг. Но к сожалению, ни точных сведений, ни других официальных фактов на этот счет не сохранилось, поэтому эту историю принято считать легендой.

Появление велосипеда

Развитие велоспорта за рубежом

В 1868 году были проведены первые официальные соревнования по велоспорту. В Париже прошла велосипедная гонка, с дистанцией в два километра. Победителем стал англичанин Дж. Мур. В следующем году, он же одержал победу на шоссейной гонке длиной в 120 километров. Дистанции гонок становились сложнее и требовали все большей выносливости.

Читайте также:  Как выбрать рюкзак для катания на горных лыжах и сноуборде

Модернизация велосипеда привела к тому, что в 1885 году шотландец Денлоп создал первые пневматические велосипедные шины. Его стало меньше трясти. Велосипед стал более маневренным и комфортным для езды, приобретал все большую популярность не только как средство передвижения, но и вариант для занятий спортом. Начиная с 1870 года, во многих странах Европы начинают строить специальные велосипедные треки. Стоит отметить, что с появлением велосипедных шин, гонки на велосипедах стали проводить не только на специальных треках, но и на обычных дорогах. В конце XIX века такие соревнования проводились во Франции и Америке. В 1893 году в Чикаго проведен первый чемпионат мира по велогонкам на треке.

Появление велосипеда

Велосипедный спорт, как спортивная дисциплина, был включен в программу Олимпийских игр 1896 года в Афинах. Вскоре после этого в 1900 году, образован Международный союз велосипедистов. С 1908 года в программе Олимпиад разрешены парные гонки. Женщины получили право принимать участие в велогонках на Олимпиаде 1984 года. В 1996 году в игры ввели соревнование на горных велосипедах по специальным велотрассам, разработанным специально для этого вида спорта.

Развитие велоспорта в России

Впервые международные соревнования по велогонкам прошли в Москве в 1883 году. В 1884 году официально образовалось сообщество любителей велоспорта в Москве и Санкт Петербурге. Со временем и в других городах России стали появляться подобные сообщества. В начале XX века, увлечение велосипедным спортом охватило всю Россию. Спорт стал популярен как среди участников, так и зрителей. Но после переворота 1917 года, велоспорт приостановил развитие, страна переживала тяжелое время. В 1918 году были проведены соревнования по маршруту Москва-Тверь и обратно. Начиная, с 1950-х годов советские и российские велогонщики начинают свои выступления на международной арене, выигрывают престижные соревнования, завоевывают золотые олимпийские медали.

Появление велосипеда

Подводя итоги, можно сказать, что велоспорт — это интересное, а главное полезное для здоровья занятие. Вам необязательно выигрывать мировые первенства или становиться олимпийским чемпионом, чтобы попробовать прикоснуться к виду спорта, с такой интересной и богатой историей.

Особенности выбора

В магазине, где представлен широчайший ассортимент двухколесных ТС, легко растеряться. Но можно упростить себе задачу. Просто учитывайте перечисленные ниже параметры:

  • Рост и вес. Не обязательно проводить какие-то вычисления. Достаточно ознакомиться с характеристиками приглянувшегося велобайка. Там указываются вес и рост, на которые конкретная модель рассчитана.
  • Возраст. Важный параметр, которые не все берут в расчет. Если велосипедом будут пользоваться несколько членов семьи, то можно приобрести универсальный вариант. Людям в возрасте и имеющим лишний вес лучше присмотреться к ТС с низкой рамой. Представителям современной молодежи наверняка нужен специальный байк для трюков.
  • Бюджет. Техника от известных производителей имеет приличный ценник. Зато в ее надежности и качестве сборки сомневаться не приходится. А слишком дешевые модели, выпущенные малоизвестной фирмой, могут часто ломаться и привести к травмам.

Кому же подойдет горный велотранспорт? Тем, кто проживает в сельской местности или часто передвигается по бездорожью либо холмистой поверхности, где наблюдаются перепады высот. Приобрести его могут люди, предпочитающие агрессивный стиль езды в городских условиях и часто съезжающие со ступенек в парках и скверах. Новичкам в велоспорте тоже стоит присмотреться к этому варианту.

Колеса, тормоза

Горный велосипед предусматривает повышенные нагрузки, поэтому прочность колес и надежность тормозов – обязательные условия.

Как правило, большинство горных велосипедов оснащены 26-дюймовыми колесами (исключение составляют гибридные модели – там диаметр колеса может быть 28 дюймов). Резина «агрессивная» или умеренно агрессивная, с выраженными зацепами протектора.

Если предполагается, что значительная часть эксплуатации будет все же происходить на шоссейных дорогах, лучше приобрести полуслики, иначе «злая» резина на трассе вытянет из велосипедиста силы без всякой видимой пользы. Может быть, если позволяют финансы, имеет смысл приобрести сменные комплекты и сделать свой МТB вседорожным.

Обязательно нужно обратить внимание на обода. Если они выполнены из стали, лучше сразу вежливо отказаться – они тяжелые, недолговечные, подвержены коррозии. Основной материал для этой части колес – алюминиевые сплавы. Можно встретить обода с анодированием – они несколько дороже обычных, их легко узнать по черному цвету.

Не стоит скупиться – лучше сразу приобрести двойной обод – он намного прочнее, выдерживает большие нагрузки, на нем гораздо труднее заработать «восьмерку».

По поводу выбора тормозов существуют разногласия. Некоторые настоятельно рекомендуют, по старинке, применять ободные, есть ярые сторонники дисковых. И те и другие имеют свои достоинства и недостатки.

  • Ободные тормоза проще в ремонте и эксплуатации, но гораздо сильнее подвержены влиянию грязи, воды, что не редкость при движении на пересеченной местности. Они резко теряют свою эффективность, если колесо «поймало восьмерку». Кроме того, с ними быстрее изнашивается обод, при интенсивном частом торможении он может сильно нагреваться. Если выбор сделан в их пользу, то это должны быть v-brake – тормоза с параллельныv ходом колодок (не клещевые или кантилеверные).
  • Дисковые тормоза все чаще вытесняют ободные, обладая рядом преимуществ. У них хорошая эффективность торможения, лучшая восприимчивость к величине усилия нажатия на тормозную рукоятку, они не боятся погоды, имеют длительный срок эксплуатации, не изнашивают обод и не чувствительны к его деформациям. Недостаток – несколько больший вес, цена, существующая вероятность повреждения тормозного диска, срыве колеса с препятствия.
Читайте также:  Действие и применение эфедрина – как принимать и побочные эффекты

Привод на тормоза может быть механический, через тросик, или гидравлический. На даунхиллы, фрирайды и триалы, как правило, устанавливаются только гидравлические дисковые.

Соревнования — виды и особенности

На сегодняшний день получили развитие следующие виды велоспорта для детей.

  1. Шоссейные гонки — классика велоспорта. Гонки на шоссейных велосипедах на длинные дистанции по твердому покрытию. Движение может осуществляться по асфальтированной дороге, по брусчатке или гравию. Расстояние, которое проезжают спортсмены, составляет от 50 до 300 км. Гонки по велошоссе могут продолжаться от одного до двадцати одного дня.
  2. Трековые гонки – соревнования на велотреке стадиона. Победителем становится спортсмен, первый приехавший к финишной линии.
  3. BMX — мотокросс на трассе различными препятствиями: трамплинами, ямами изгибами дорог. Покрытие трасс допускается как естественное, так и искусственное.
  4. Гонки на горных велосипедах. Подразделяются на круговой заезд в 5 км и стокилометровый марафон. Такие соревнования на велосипеде проходят на пересеченной местности с естественными препятствиями.

Кроме того, с недавнего времени появились разновидности велоспорта, соревнования по которым не включены в олимпийскую программу.

  1. Сайклинг — кардиотренировки на велотренажере. Занятия проходят в группах под руководством инструкторов. Тренировки ведутся под ритмичную музыку.  В зачет идет скорость, качество выполнения упражнений и общий настрой группы.
  2. МТБ велоспорт — экстремальное катание на специальных велосипедах по сложным горным маршрутам, в городах по лестницам и парапетам. Сюда добавлены прыжки, перевороты и прочие элементы велосипедного фристайла.

Зимняя история троеборья

Зимний триатлон зародился в начале 80-ых годов на волне популярности классического старта Ironman. Гонка на Гавайях, где спортсмены преодолевают вплавь 3,8 км,  проезжают на велосипеде 180 км и пробегают марафон 42 км, стала прародителем многих комбинированных стартов.

Исторически, было ожидаемым, что на фоне летних стартов, появятся зимние мероприятия в формате триатлон, как дань спортивной моде, азарту и духу соперничества. Странам, уютно расположившимся в северных географических широтах, данный вид спорта очень понравился.

1995 год. Город Мальс, Альпы, что на границе с Австрией. Именно здесь зимний триатлон начал своё культивирование. Здесь свет увидел первый старт в новом формате триатлона.

Зимняя история троеборья

Атлеты бежали, ехали на велосипеде и катили на лыжах, поочередно преодолевая дистанции 8,5 км, 12,5 и 10 км.

Начиная с 1999 года Международный союз триатлона проводит под своим флагом данный вид состязания. Зимний вид многоборья становится популярным, проводятся чемпионаты Мира и Европы.