Парапланеризм. Оборудование и экипировка. Правда и вымысел

Про «Катюшу» — легендарную установку реактивного залпового огня — слышали все. И про, что немцы боялись ее как огня, а то и больше. И про разрушительную силу, которая могла поспорить с извержением небольшого вулкана. Да и много еще. Но что в истории красавицы «Катюши» действительно правда, а что — не совсем?

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК

Для начала о стандартных, но важных моментах. Самое важное определится с классом крыла по уровню безопасности. Зачастую, беря слишком продвинутый купол «на вырост,» пилот оказывается не готов справится с ним в сложной ситуации. Как результат — пилот через какое то время начинает опасаться своего крыла и получает больше негативных, чем положительных эмоций, больше осторожничает и, как результат, медленнее прогрессирует. Хороший результативный полет — это 70% ваших умений и только 30% — это возможности крыла, но даже этими 30% вы должны суметь воспользоваться, не опасаясь за свою безопасность. Более разумно выбирать модели, соответствующие нынешнему вашему уровню, тогда в любых ситуациях крыло будет вашим надежным помощником и вы научитесь «выжимать» из своего аппарата максимум того, что он может. Самые популярные классы на сегодня: EN-B — для тех кто только закончил школу и летает редко, High EN-B — для пилотов с опытом но летающих нерегулярно и EN-C — для пилотов-маршрутников, летающих в свое удовольствие и даже выступающих на соревнованиях любого уровня, для которых важнее показать высокий стабильный результат, чем оказаться на пьедестале. Отдельно хочется сказать о соревнованиях — соревнования это очень хорошая возможность ставить себе посильные задачи и быстро прогрессировать, это вид организованного парапланерного отдыха, где организаторы не только обеспечивают хорошей инфраструктурой, поддержкой медицины и спасателей, транспортом завоза и подбора, но и оптимально отслеживают метеоусловия и подбирают наилучший вариант маршрутного задания согласно этим условиям на текущий день.

Характеристики

Параплан — наиболее медленный из летательных аппаратов тяжелее воздуха. Типичная скорость полёта относительно воздуха — от 20 до 70 км/ч. Благодаря низкой скорости, склонности учебных моделей к самостоятельному выходу на стационарные режимы планирования и минимальных требований к площадке для экстренной посадки параплан прост в обучении и прощает некоторые ошибки пилота.

Сравнительно невысокие лётные характеристики параплана сильно ограничивает его возможности и делают его зависимым от погодных условий. Это самый лёгкий (5-7 кг) и доступный (от 1000 евро) среди пилотируемых летательных аппаратов. Малый вес по сравнению с планёрами и дельтапланами обусловлен тем, что все его конструкционные элементы работают только на растяжение и поэтому изготовлены из тканевых материалов.

Вариант попроще — мотопараплан

Для полета на мотопараплане пилот использует небольшой мотор, тяги которого достаточно для взлета и поддержания аппарата в воздухе. Наличие мотора увеличивает вес всей системы, поэтому используется крыло с увеличенной подъемной силой.

Для старта на мотопараплане не нужны специальные условия в виде возвышенности или восходящего потока. Можно взлетать с ровной поверхности без посторонней помощи. Полеты на мотопараплане проходят на скорости 25 – 70 км/ч на высоте до 5,5 км. Из-за низкой скорости невозможно летать при сильном ветре, турбулентности или интенсивной термической активности.

Паническая боязнь высоты называется Акрофобия. Узнайте причины и способы преодоления страха высоты.

С мотором бывают еще и дельтапланы. Читайте о дельталетах на этой странице.

Вариант попроще — мотопараплан

Ранцевый двигатель, который крепится на спине пилота, имеет еще одно название — парамотор. Его вес от 20 до 40 кг. С такой «нагрузкой» вполне возможно взлетать и садиться на ноги без использования дополнительных устройств. После небольшой пробежки (обычно около 3-х метров) крыло расправляется и поднимает пилота вместе с двигателем. После взлета пилот устраивается в сиденье и управляет полетом с помощью клевант и рукоятки управления двигателем (РУД).

Читайте также:  Как поставить мотоцикл в нейтральное положение

Клеванты — это ручки к которым присоединены управляющие стропы параплана. Практически все управление парапланерным крылом осуществляется левой и правой клевантой. Кроме того пилот может «подруливать» немного смещаясь в подвеске и изменяя центр тяжести.

В качестве парамотора чаще всего используются двухтактные двигатели внутреннего сгорания мощностью от 14 до 29 л.с. Также энтузиастами исследуется возможность использования электродвигателей. На видео в конце статьи можно увидеть мотопараплан с электродвигателем в действии.

Полеты на параплане

Для начала определимся, что собой представляет параплан. Основная его часть – это мягкое крыло, имеющее специальные воздухосборники, через которые оно наполняется воздухом. Именно это поднимает его с земли. Движение вперед и вниз осуществляется с помощью силы тяжести, она же помогает создавать и сохранять определенную скорость параплану, которую ограничивает сила сопротивления, создаваемая самим крылом, стропами и пилотом. Чтобы преодолевать силу сопротивления, приходится расходовать набранную высоту. Поэтому, чтобы параплану лететь, ему надо постепенно снижаться – планировать.

Если человеку, управляющему парапланом ничего не предпринимать, чтобы оставаться на определенной высоте, то довольно скоро он окажется внизу. Понятно, что при этом снова придется идти в гору и заново начинать полет. Полеты с возвышенности относятся к категории простых и практикуются даже теми, кто не имеет опыта или теми, кто только учится обращению с парапланом. Однако, такое занятие может быстро наскучить и захочется освоить технику, при которой появится возможность летать не только сверху вниз, а парить на определенной высоте. Для этого придется научиться использовать восходящие воздушные потоки.