Секреты фигурного катания: как избежать головокружения при вращении

Шаги в фигурном катании соединяют все элементы программы в единое целое[1]. Они представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке.[1]

Прыжки в фигурном катании

Каждый элемент имеет свою базовую стоимость, зависящего от вида элемента и его сложности. Таким образом, техническая бригада оценивает формально сложность программы. А вот качество исполнения элементов, оценивает другая бригада судьей. Так же они оценивают, так называемые, компоненты программы, хореография, скольжение, связанность и многое другое.

По итогам программы, каждый спортсмен или пара получает от бригады судей оценку, в которой учтены все составные части программы, добавлены бонусы и вычтены все штрафы за ошибки. Команда, пара или спортсмен, набравшие максимальное количество баллов, объявляются победителями.

Штрафы выставляются судьями не только за технические ошибки при выполнении элементов, но и за исполнение особо опасных, так называемых «запрещенных» элементов. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них в коротком видео «Запрещенные элементы в фигурном катании».

Шаги без смены ноги

Тройка Тройка

Тройка (англ. 3 turn) — поворот на одной ноге со сменой ребра конька и направления движения. Тройка, пишет Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках», выполняется за счет небольшого разворота плеч и бедер в сторону движения.[7] Она называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3:[8] каждое ребро оставляет дугообразный след, а изгиб посередине формируется во время смены ребра. Тройка — базовый элемент фигурного катания и основной способ изменить направление движения по льду. Именно тройку и моухок начинающие фигуристы выучивают в первую очередь. Кроме того, она используется в заходах на прыжки тулуп и флип. Это наиболее часто встречающийся поворот в танцах на льду.[7]

Читайте также:  Подводный дайвинг: виды, особенности, меры безопасности

Скобка Скобка

Скобка (англ. Bracket turn) — поворот на одной ноге, оставляющий след наподобие фигурной скобки «}». Скобки считаются сложным видом поворота и исполняются, как правило, только в дорожках шагов. Она похожа на «тройку», но более сложна в исполнении, потому что во время тройки зубец поворачивается внутрь окружности, по направлению движения, а в скобке — в противоположную сторону.[9] В произвольном катании распространены две последовательных скобки в разные стороны: сначала конёк двигается зубцом назад, потом оказывается зубцом вперёд, а потом опять назад.

Если на тройке фигурист разворачивается за счёт реакции льда, то скобка выполняется против реакции льда, за счёт движения корпусом в противоположную сторону.

Крюк

Крюк (англ. Rocker turn) — это поворот на одной ноге. В отличие от троек и скобок, где конек в начале и в конце движется по единой линии, в выкрюках направление меняется на противоположное. Если представить, что фигурист движется по окружности вдоль бортика катка, то в тройках и скобках после поворота конька он продолжает движение в прежнем направлении, а после крюка происходит смена окружности.[10] Это выглядит так, будто фигурист заходит на поворот-тройку, а выходит из «скобки».

Выкрюк

Выкрюк (англ. Counter turn) — это обратный вариант крюка. Он выглядит так, как будто фигурист заходит на скобку, а выходит тройкой.

Выкрюки и крюки используют для простой смены направления, но чаще их можно увидеть в дорожках шагов и в обязательных танцах у танцоров на льду.

Перетяжка

Элемент фигурного катания, при котором вес тела спортсмена, скользящего на одной ноге, плавно переносится с внутреннего на наружное ребро. После перетяжек, как правило, остается след в виде «змейки».

Читайте также:  Женская верховая езда – хобби для смелых и активных

Твизл Кристина Горшкова и Виталий Бутиков исполняют твизлы на чемпионате мира среди юниоров в 2008 году.

Во время исполнения твизлов (англ. Twizzle) фигурист поворачивается на одной ноге по часовой или против часовой стрелки,[4] одновременно перемещаясь по дуге или прямой. От вращения твизл отличается тем, что спортсмен не остается на одной точке, а двигается по льду. Предпочтительно, если фигуристы поднимают руки вверх.[11]

Серии твизлов выполняются партнерами в танцах на льду, где этот элемент является обязательным. Кроме того, он в обязательном порядке выполняется в синхронном фигурном катании. Твизлы являются одним из наиболее сложных танцевальных элементов.[7]

Секреты фигурного катания: как избежать головокружения при вращении

Пока весь мир следит за успехами наших (и не только) спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхане, мы продолжаем рассказывать о допинге, травмах и успехах олимпийцев не только в спорте, но и в борьбе со смертельно опасными заболеваниями. Сегодня на повестке дня фигурное катание. Если вы хотя бы раз смотрели соревнования «по фигурке» — а вы, готовы спорить, смотрели — то наверняка задумывались, как фигуристам удается продолжать программу после вращений, когда, казалось бы, по всем законам физики у них должна закружиться голова.

Что и говорить, даже пара вращений на офисном кресле могут привести к тому, что мир перед глазами поплывет, правда? Оказывается, пропасть между нами и профессиональными спортсменами куда больше, чем регулярные тренировки. И все дело здесь, уверены ученые, в работае внутреннего уха, которое позволяет фигуристам даже после акселей, ритбергеров и флипов оставаться, скажем так, в здравом уме и твердой памяти.

Читайте также:  История возникновения и развития футбола в мире

Прыжки во вращение

Элементы, где после приземления спортсмена он продолжает следовать круговой траектории называют прыжками во вращение. В этом случае фигурист не ставит перед собой задачу выполнить максимальное количество оборотов в воздухе. Здесь важны высота прыжка и устойчивое последующее вращение на льду.

Различаются элементы характером приземления и фигурой. Можно вращаться на толчковом коньке или на ноге выполняющей мах. Есть прыжки в волчок, ласточку, оллером, петлей и т. п. Качество и форма итогового элемента во многом зависит от позы фигуриста в момент полета.

Прыжки во вращение

Способ толчка также влияет на техническую часть прыжка во вращение. Многие программы профессиональных спортсменов включают в себя толчки сальховым, петлей и акселем. Все эти элементы отличаются разными углами поворота корпуса при нахождении фигуриста в воздухе.

Так же как и в случае с каскадами судьи чаще всего закрывают глаза на зрелищность прыжков во вращение, оценивая технику исполнения по базовым нормам. Наибольшие оценки получают программы, где финальные пируэты состоят из нескольких комбинаций вращения.